Добавить в закладки

Колеса для садовых тележек: виды и способы крепления

Давайте разберемся, каким может быть колесо для садовой тележки. Нам предстоит познакомиться с несколькими изделиями разных ценовых диапазонов и узнать, чем они отличаются друг от друга. Кроме того, мы выясним, какие колеса могут их заменить в самодельных конструкциях и как они крепятся к раме.

Комплект для строительной тачки.

Комплект для строительной тачки.

Фабричные решения

Чем различаются между собой колеса тележек? Почему их цена варьируется в довольно широких пределах?Различий между ними довольно много.

Крепление

  • Колесо с кронштейном полезно тем, что при наклоне тачки самостоятельно разворачивается в нужном направлении. Благодаря этой особенности 1-колесная садовая тележка будет более управляемой. А вот 2-колесная садовая тележка прекрасно обойдется без этого элемента: любое вращение колеса не заставит центр ее тяжести сместиться за пределы колесной базы.
При наклоне тачки кронштейн сам разворачивается в нужную сторону.

При наклоне тачки кронштейн сам разворачивается в нужную сторону.

  • Поворотные колеса полезны, если тачку приходится катать по дорожкам с небольшим радиусом поворота. Для перемещений по прямой вполне достаточно изделий с фиксированным положением оси вращения.

Впрочем: садовая 4-х колесная тележка с поворотными колесиками куда удобнее, поскольку может двигаться в произвольном направлении, а не только вдоль своей продольной оси.
Разумеется, это свойство полезно лишь на ровных твердых дорожках.

Подшипник

Обычная втулка (особенно — пластиковая) обладает куда меньшим ресурсом, чем твердосплавный подшипник. Среди последних тоже существует ценовая дифференциация: более износостойкие и обеспечивающие меньшее сопротивление вращению подшипники качения (шариковые или роликовые) дороже, чем подшипники скольжения.

Подшипник с вставленной в него осью.

Подшипник с вставленной в него осью.

Шины

Пневматика оценивается производителями дороже литых шин.

Насколько разница в цене оправдана для покупателя?

  1. Пневматические колеса для тележек и садовых тачек способны обеспечить более высокую проходимость по сравнению с литыми. Слегка спустив шину, можно уменьшить удельное давление на грунт и тем самым получить возможность проехать по песку или глине.
  2. Пневматика лучше гасит ударные нагрузки от выбоин и бугорков на дорожке. Если вы, скажем, своими руками строите дом и везете к месту строительства пару десятков стеклоблоков — это свойство будет очень кстати.
Пневматика. На фото хорошо виден сосок камеры.

Пневматика. На фото хорошо виден сосок камеры.

Недостатки пневматических шин вполне предсказуемы: время от времени их приходится накачивать, да и риск проколоть камеру всегда имеется. (См. также статью Сварочный аппарат для дачи: особенности.)

Полезно: отличная альтернатива воздушной камере — литая пенополиуретановая шина.
Она практически не уступает пневматике упругостью, не требует подкачки и не боится проколов.

Материал ступицы

Максимальная нагрузка, которую может выдержать тачка или тележка, определяется как числом колес, так и материалом их ступиц.

По возрастанию прочности применяющиеся материалы можно расположить так:

  1. ПВХ.
  2. Алюминий.
  3. Полиамид.
  4. Чугун.
  5. Сталь.
Ступица из оцинкованной стали.

Ступица из оцинкованной стали.

Диаметр

Общая закономерность такова: чем больше диаметр — тем больше проходимость тележки или тачки, тем меньше при ее перемещении ощущаются неровности. Разумный минимум диаметра для неровной местности — 200 мм; максимальный размер, предлагаемый производителями — 450 мм.

Увы, большинство одноколесных конструкций сконструировано так, что установить колесо с размером больше штатного невозможно; а вот двухколесные садовые тележки в основной массе позволяют такую замену. (См. также статью Культиватор для дачи: особенности.)

Тормоз

Он полезен в тех редких случаях, когда четырехколесные садовые тележки эксплуатируются на участке с заметным уклоном. Если колеса неповоротные, тормозом достаточно снабдить одно из них; для поворотных желательно укомплектовать тормозами любые два колеса из четырех.

Изделие с тормозом.

Изделие с тормозом.

Исследование образцов

Чтобы сориентировать потенциального покупателя в ценах на интересующую нас продукцию и в ее ассортименте, мы исследуем несколько образцов.

Название модели Максимальная нагрузка, кг Диаметр, мм Материал ступицы Розничная стоимость, рубли
PR 1805 180 250 ПВХ 260,7
PR 2400 190 360 Полиамид 316,05
PR 3006 250 400 Сталь 405,38
PR 3009 350 355 Сталь 750

Нецелевое использование

Что можно использовать вместо фабричных колес в самодельных конструкциях? Приведем несколько примеров.

Тележка для мусора.

Тележка для мусора.

Здесь использованы колеса от давно почившего отечественного мопеда «Карпаты». Благодаря большому диаметру и пневматическим шинам они обеспечивают отменную проходимость.

Тачка с электромотором.

Тачка с электромотором.

Этот мутант изготовлен на основе детского двухколесного велосипеда. Передняя вилка снабжена покупным колесом для тачки; задняя ось была удлинена и вместо ведомой звездочки обзавелась шкивом для ремня.

Тачка на мотоциклетном колесе.

Тачка на мотоциклетном колесе.

Здесь донором стал мотоцикл «Урал». Тележка предназначена для перевозки стройматериалов; максимальная нагрузка ограничена только физическими возможностями владельца.

Заготовка для тележки на велосипедном колесе.

Заготовка для тележки на велосипедном колесе.

Старый велосипед тоже может пожертвовать свои запчасти для садовой тачки. Эта конструкция, пожалуй, не из самых удачных: завышенный центр тяжести сделает ее трудноуправляемой.

Тележка из старой коляски.

Тележка из старой коляски.

В этом варианте конструкция-донор не претерпела никаких модификаций. Фактически, с коляски просто снят верх, а на сетку для сумок установлено оцинкованное корыто. Результат — готовая садовая тележка на 4 колесах.

Крепление

По понятным причинам инструкция по креплению колеса к самодельной тележке зависит от его диаметра и конструкции рамы. Продемонстрируем несколько возможных решений.

Крепление болтами к сварной раме.

Крепление болтами к сварной раме.

Подшипник зафиксирован парой гаек на шпильке М20. Осталось лишь продеть шпильку в отверстия рамы.

Подшипник зафиксирован парой гаек на шпильке М20. Осталось лишь продеть шпильку в отверстия рамы.

Колхозный стиль: подшипник запрессован в деревянную ступицу. Ось намертво приварена к раме.

Колхозный стиль: подшипник запрессован в деревянную ступицу. Ось намертво приварена к раме.

Заключение

Надеемся, что наш экспресс-обзор возможных решений поможет читателю в дачном творчестве. Как обычно, в видео в этой статье можно найти дополнительную тематическую информацию. Успехов!

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен
Добавить в избранное Версия для печати