Добавить в закладки

Садовые мостики (48 фото): материалы и технические решения

Какими могут быть декоративные миниатюрные мосты для сада? Какие материалы могут применяться при их строительстве? Из каких профилей могут сооружаться, к примеру, садовые мостики из металла? В этой статье мы постараемся затронуть прежде всего технические аспекты подобного строительства и связанные с ним проблемы.

Одно из возможных решений: сочетание бетона, дикого камня и стали.

Одно из возможных решений: сочетание бетона, дикого камня и стали.

Список материалов

Самостоятельное строительство волей-неволей накладывает определенные ограничения на их выбор.

  • Железобетон — самый демократичный в плане расходов материал. Сама арка моста обойдется строителю всего в 2-4 тысячи рублей.

Впрочем: ее декоративное оформление плиткой или диким камнем, перила и прочие архитектурные излишества могут существенно увеличить расходы.
Кроме того, придется потратиться на опалубку.

  • Дерево обойдется несколько дороже за счет того, что при строительстве придется использовать стойкие к гниению породы — дуб, кедр или, в крайнем случае, лиственницу. Цена материалов для небольшого мостика может доходить до 15-20 тысяч.
Деревянный мостик.

Деревянный мостик.

  • Наконец, стальная сварная конструкция с кованными декоративными элементами ограждения будет наиболее дорогостоящей — от 30 тысяч и выше. Однако и ее декоративные качества, и долговечность конструкции сделают расходы вполне оправданными.

Технические решения

В данной статье мы не будем пытаться затрагивать тематику выбора дизайна и сосредоточимся на технических аспектах строительства.

Железобетон

Опалубка

Оптимальный материал для нее — влагостойкая фанера.

Фанера ФСФ отличается высокой влагостойкостью.

Фанера ФСФ отличается высокой влагостойкостью.

Ее нет в продаже в вашем регионе? Тоже не проблема: обыкновенной фанере можно придать влагостойкость горячей пропиткой олифой.

Это можно сделать двумя способами:

  1. Предварительно разогреть олифу на водяной бане и нанести ее широкой кистью в два приема с интервалом в пару часов. Сушка занимает от суток до трех — в зависимости от температуры и влажности воздуха.
  2. Разогреть нанесенную холодной олифу газовой горелкой или, что куда удобнее, строительным феном. И в этом случае выполняется две пропитки с небольшим интервалом.

Почему желательна именно горячая пропитка? Дело в том, что холодная олифа, в отличие от горячей, проникает внутрь шпона на минимальную глубину. Цемент — выражено щелочная среда, причем довольно агрессивная. За несколько суток контакта с опалубкой он вполне может нарушить тонкий защитный слой, что неизбежно вызовет разбухание шпона и расслоение листа.

Об эффективности горячей пропитки олифой говорит то, что она применяется для защиты корпусов лодок.

Об эффективности горячей пропитки олифой говорит то, что она применяется для защиты корпусов лодок.

В целом опалубка собирается так:

  • Боковые стенки и торцы — фанерный лист толщиной 15 мм. При длине пролета более 1,525 метра пара фрагментов фанеры соединяется накладкой.
  • Каркас дна опалубки — бруски или доски толщиной не менее 40 мм. Они крепятся к боковинам встык, длинными гвоздями с предварительным засверливанием отверстий, или уголками на саморезах.
  • Само дно поверх арочного каркаса застилается фанерой толщиной 6 мм.

Армирование

Оно выполняется двумя слоями. Первый слой арматуры должен отстоять от дна опалубки примерно на 1,5 — 3 см; второй — на столько же ниже поверхности. Вертикальные стойки из того же прутка связывают арматуру в единый каркас с помощью вязальной (отожженной проволоки).

Какую толщину арматуры стоит предпочесть? В нашем случае — не более 10 мм. Инструкция связана с тем, что более толстый пруток будет просто-напросто трудно выгнуть в виде дуг.

К слову, стеклопластиковая арматура легче и дешевле стальной.

К слову, стеклопластиковая арматура легче и дешевле стальной.

Заливка

Для заливки желательно использовать бетон марки не ниже М250. Да, его прочность будет несколько избыточной; зато мостик не будет крошиться и через десяток-другой лет. При самостоятельном приготовлении бетона можно ориентироваться на следующие пропорции:

Марка по прочности Цемент М400 Песок Щебень
100 1 4,6 7,0
150 1 2,5 5,7
200 1 2,8 4,8
250 1 2,1 3,9
300 1 1,9 3,7
400 1 1,2 2,7
450 1 1,1 2,5

Бетон делается полусухим. Консистенция должна позволять не залить опалубку, а выложить в нее бетон: не забудьте, что нам предстоит сформировать арку постоянной толщины. При выкладке масса тщательно штыкуется лопатой или арматурой; поверхность выравнивается правилом или ровной доской.

Набор полной прочности занимает около месяца; снимать опалубку можно примерно через неделю.

Отделка

Она выполняется диким камнем или керамогранитом,уложенными на морозостойкий плиточный клей.

Отделка диким камнем.

Отделка диким камнем.

Важно: керамогранитная плитка не должна быть глянцевой. В дождливую погоду скользкий мостик придется форсировать с разбега, причем с непредсказуемым результатом.

Как смонтировать перила, если в них есть необходимость?

  1. Сваркой к закладным деталям, уложенным в опалубку на стадии ее заливки.
  2. Анкерами. В этом случае стойки перил снабжаются площадками из 4-миллиметровой стали; анкера монтируются не ближе 10 см от краев мостика. (См. также статью Декор для дачи: особенности.)

Дерево

Дуги

Основной проблемой станет изготовить боковины мостика — дуги, на которые будет опираться помост.

Как это можно сделать?

  • Вырезав эти арки из цельной широкой доски. Это возможно лишь при небольшой высоте пролета: слишком крутая дуга может расколоться вдоль волокон под серьезной нагрузкой.
Арки выпилены из цельной доски.

Арки выпилены из цельной доски.

  • Сделав дуги сборными, из трех-четырех слоев толстой (от 15 мм) фанеры. Разумеется, и в этом случае она нуждается в предварительной горячей пропитке олифой; кроме того, фанерные дуги должны опираться не на грунт, а на гидроизолированные от него подпорки: это существенно увеличит срок их службы.
  • Выгнув цельнодеревянные дуги с предварительным распариванием. Этой технологии мы уделим более пристальное внимание.
На фото - мостик с гнутыми дугами.

На фото — мостик с гнутыми дугами.

Итак, как гнуть толстое дерево?

  1. Распариваем доску в кипятке. По очевидным причинам чан должен быть весьма громоздким: садовые мостики редко имеют длину меньше метра. Продолжительность распаривания — час на каждые 2 сантиметра толщины.
  2. Фиксируем один край доски на предварительно изготовленном шаблоне и медленно сгибаем ее.
  3. Фиксируем второй край и оставляем в теплом сухом месте для сушки. (См. также статью Фигурки для дачи: особенности.)
Сушка арок на шаблоне.

Сушка арок на шаблоне.

Внимание: при комнатной температуре и атмосферной влажности сушка займет не меньше месяца.

Сборка

Для нее используются оцинкованные саморезы; отверстия предварительно засверливаются и раззенковываются, чтобы скрыть шляпки.

Как замаскировать их после того, как мостик собран?

  • Тонированной в цвет дерева акриловой шпаклевкой. Впрочем, оно не отличается высокой прочностью: этот метод не стоит использовать на поверхности настила.
  • Смесью клея ПВА с опилками. Поскольку ПВА после высыхания становится бесцветным, опилки придадут заделанным отверстиям в точности нужный вам оттенок; кроме того, высохший клей весьма прочен.

Пропитка

Обработка деталей мостика начинается с пропитки антисептиком. Да-да, даже при использовании стойких к гниению пород: если вы хотите, чтобы декоративный мостик для сада радовал вас своим видом много лет, не экономьте на пустяках.

Антисептический грунт для древесины.

Антисептический грунт для древесины.

Максимальную стойкость к разбуханию и деформации проще всего обеспечить уже знакомым нам способом — горячей пропиткой олифой. Она хороша тем, что проникает в дерево на значительную глубину.

Однако некоторые современные материалы как минимум успешно конкурируют с проверенным временем решением:

  • Акватекс — трудновымываемый антисептик, обеспечивающий заодно долговременную защиту от сырости и ультрафиолета.
  • Яхтный лак на основе полиуретана весьма износостоек и переносит длительный контакт с водой.

Сталь

Как и из каких профилей делаются стальные декоративные мостики для сада своими руками?

  • Арки при длине пролета до метра могут быть выгнуты из профильной трубы 40х40, при длине до полутора метров — 50х50. Дуги для большего пролета, увы, на простейших механических трубогибах изготовить проблематично.
  • Стойки ограждения могут быть выполнены из круглой трубы диаметром 15-20 мм или из квадратной 15х15 — 25х25.

Заметьте: при равной площади сечения профтруба обладает большей жесткостью.

  • Для перил обычно используют прямоугольную трубу 20х40 — 30х60.

Как крепить настил? На арки крепится пропитанная антисептиком и любым гидрофобизирующим составом рейка толщиной 20-25 мм; она притягивается к аркам болтами с потайными головками. Доски настила укладываются на нее описанным для деревянного мостика способом.

Настил подшит к притянутой к дугам рейке.

Настил подшит к притянутой к дугам рейке.

Перила можно украсить деревянными накладками шириной от 6 см. Они притягиваются все теми же болтами с потайными головками, которые утапливаются в раззенкованные отверстия и заделываются.

Для покраски стальных элементов чаще всего используется недорогая атмосферостойкая алкидная эмаль ПФ-115; зачищенный от ржавчины металл предварительно грунтуется грунтом ГФ-021.

Антикоррозийный грунт по металлу.

Антикоррозийный грунт по металлу.

Заключение

Надеемся, что предложенные решения помогут читателю избежать многих ошибок. Дополнительную информацию о том, как еще можно строить садовые мостики своими руками, предложит видео в этой статье. Успехов!

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен
Добавить в избранное Версия для печати